ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПРИ ВЫБОРЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

  • E. Indenbaum Pedagogical Institute Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Irkutsk State University»
  • Y. Lifanteva Pedagogical Institute Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Irkutsk State University»
  • A. Gostar Pedagogical Institute Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Irkutsk State University»
Ключевые слова: ценностные установки, личностные позиции, родители детей с ограниченными возможностями здоровья, ценностно-смысловые ориентации родителей, инклюзивное образование, сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в условиях инклюзивного образования.

Аннотация

Статья посвящена оценке личностных позиций родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Особое значение их изучение приобретает, если семья выбирает инклюзивное образование для своих детей. Представлен сопоставительный анализ личностных позиций родителей, у которых школьники имеют легкие или тяжелые формы нарушений развития. Для получения достоверных данных составлен социальный портрет семей, участвовавших в исследовании (оценивалось образование родителей, род их занятий, социально-экономический статус семьи и т.д.). Были охарактеризованы ценностно-смысловые ориентации родителей, которые являются одним из компонентов личностной позиции. Их оценка осуществлялась по таким критериям, как адекватность и сбалансированность (гармоничность). Были выявлены следующие ценностно-смысловые ориентации родителей: адекватные сбалансированные, недостаточно адекватные несбалансированные, неадекватные. В зависимости от выявленных ориентаций определены рекомендации по сопровождению семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в общеобразовательных организациях. 

Биографии авторов

E. Indenbaum , Pedagogical Institute Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Irkutsk State University»

Doctor of Psychology, Professor, Head of the Department of Complex Correction of Child Development Disorders

Y. Lifanteva , Pedagogical Institute Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Irkutsk State University»

Master degree student, Department of Complex Correction of Child Development Disorders 

A. Gostar , Pedagogical Institute Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Irkutsk State University»

Candidate of Psychological Sciences, docent, Associate Professor at the Department of Complex Correction of Child Development Disorders

Литература

Alehina S.V. Rol roditelej detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya v razvitii inklyuzivnogo obrazovaniya // Pedagogika i prosveshenie. – 2017. – №4. URL: https://goo.su/5pEU (data obrasheniya: 23.02.20
Spivakovskaya A.S. Obosnovanie psihologicheskoj korrekcii neadekvatnoj roditelskoj pozicii // Semya i formirovanie lichnosti : sb. nauch. trudov / pod red. A. A. Bodaleva. – M. : Izd-vo NII OP, 1981. – S. 38-45.
Tkacheva V.V. Psihologicheskoe izuchenie semi, vospityvayushej rebenka s narusheniyami razvitiya / Psihologo-pedagogicheskaya diagnostika razvitiya lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya: uchebnik dlya stud. uchrezhdenij vyssh. prof. obr. /pod red. I.Yu. Levchenko, S.D. Zabramnoj. – M. : Izd. centr «Akademiya», 2011. – S. 277-311.
Shipicyna L.M., Sorokin V.M. Lichnostnye osobennosti materej, vospityvayushih detej s narusheniem intellekta // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Sociologiya. – 2008. №3. – URL: https://is.gd/GjOPRY (data obrasheniya: 01.02.2021).
Опубликован
2021-06-14
Как цитировать
Indenbaum , E., Y. Lifanteva, и A. Gostar. 2021. «ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПРИ ВЫБОРЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ». EurasianUnionScientists, июнь, 30-35. https://doi.org/10.31618/ESU.2413-9335.2021.1.86.1373.