ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПРИ ВЫБОРЕ ИНКЛЮЗИВНОЙ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Статья посвящена оценке личностных позиций родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Особое значение их изучение приобретает, если семья выбирает инклюзивное образование для своих детей. Представлен сопоставительный анализ личностных позиций родителей, у которых школьники имеют легкие или тяжелые формы нарушений развития. Для получения достоверных данных составлен социальный портрет семей, участвовавших в исследовании (оценивалось образование родителей, род их занятий, социально-экономический статус семьи и т.д.). Были охарактеризованы ценностно-смысловые ориентации родителей, которые являются одним из компонентов личностной позиции. Их оценка осуществлялась по таким критериям, как адекватность и сбалансированность (гармоничность). Были выявлены следующие ценностно-смысловые ориентации родителей: адекватные сбалансированные, недостаточно адекватные несбалансированные, неадекватные. В зависимости от выявленных ориентаций определены рекомендации по сопровождению семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, в общеобразовательных организациях.
Литература
Spivakovskaya A.S. Obosnovanie psihologicheskoj korrekcii neadekvatnoj roditelskoj pozicii // Semya i formirovanie lichnosti : sb. nauch. trudov / pod red. A. A. Bodaleva. – M. : Izd-vo NII OP, 1981. – S. 38-45.
Tkacheva V.V. Psihologicheskoe izuchenie semi, vospityvayushej rebenka s narusheniyami razvitiya / Psihologo-pedagogicheskaya diagnostika razvitiya lic s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya: uchebnik dlya stud. uchrezhdenij vyssh. prof. obr. /pod red. I.Yu. Levchenko, S.D. Zabramnoj. – M. : Izd. centr «Akademiya», 2011. – S. 277-311.
Shipicyna L.M., Sorokin V.M. Lichnostnye osobennosti materej, vospityvayushih detej s narusheniem intellekta // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Sociologiya. – 2008. №3. – URL: https://is.gd/GjOPRY (data obrasheniya: 01.02.2021).
CC BY-ND
Эта лицензия позволяет свободно распространять произведение, как на коммерческой, так некоммерческой основе, при этом работа должна оставаться неизменной и обязательно должно указываться авторство.