СОФИЯ КАК СИМВОЛИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА ЕВРАЗИЙСКОЙ СОБОРНОСТИ В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ

  • E. Бильченко Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова, Институтт культурологии Национальной академии искусств Украины
Ключевые слова: София, Логос, евразийство, соборность, русская религиозная философия, универсализм, партикуляризм, традиционализм.

Аннотация

Статья посвящена соотнесению образа-понятия Софии как символа единства мира в культуре с идеей евразийства как соборности в русской религиозной философии ХIХ-ХХ веков. Цель исследования – компаративний анализ формулы-сигнатуры «София» в авторских рецепциях соборности в русской релиозно-философской мысли сквозь призму идеи евразийства как архетипа востонославянского Логоса. Архетип евразийской соборности как структурный элемент мирового единства отслеживается от имплицитных исторических истоков в древнерусском средневековье до экспликации данного понятия в Новом времени. Гипотеза исследования – обоснование предположения о том, что евразийская идея соборности как идея синтеза Запада и Востока восходит своими культурно-историческими корнями к архетипу Софии и переживает определенные трансформации от премодерна через модерн и постмодерн к неомодерну, не теряя при этом своей теоретической актуальности и прикладной значимости в качестве механизма интеграции традиционализма, универсализма и персонализма. Методы исследования: диалектический метод, структурно-функциональный анализ, феноменологическое описание, герменевтическая интерпретация, философская компаративистика, универсальная этика диалога и семиотика культуры. Результат исследования – историческое отслеживание эволюции софиологии от времен Древней Руси через эпоху Просвещения до позднего модерна в контексте соборного евразийства, символически воплощенного в образе-понятии Софии в русской религиозной философии с типологизацией её основных признаков (мессианизм, провиденциализм, мистериальность, западничество и славянофильство как диалектическое единство). Выводы: интерпретация концепции евразийства как проявления русской религиозно-философской идеи соборности, а идеи соборности – как проявления символического феномена Софии, которая снимает противоречия иллюзорных дихотомий (универсализм – партикуляризм, модернизм – традиционализм, теизм – атеизм и т.д.) в пользу гармоничного единства мира Запада и Востока на цивилизационном, социальном, культурном и ментальном уровнях.  

Биография автора

E. Бильченко , Национальный педагогический университет имени М.П. Драгоманова, Институтт культурологии Национальной академии искусств Украины

доктор культурологии, профессор кафедры культурологии и философской антропологии, 

Литература

1.Tillih P. Kto ya takoj? (Avtobiograficheskoe esse) // Voprosy filosofii. 2002. № 3. – S. 161-172. [Tillikh P. Kto ya takoi? (Avtobiograficheskoe esse) // Voprosy filosofii. 2002. № 3. – pp. 161-172. (In Russ).]
2.Pasternak B. Izbrannoe. V dvuh tomah. Spb.: OOO «Izd-vo «Kristall», 1999. – Tom 2: Doktor Zhivago: Roman. – 560 s. [Pasternak B. Izbrannoe. V dvukh tomakh. Spb.: OOO «Izd-vo «Kristall», 1999. – Tom 2: Doktor Zhivago: Roman. – 560 p. (In Russ).] 3.Florenskij P.A. Hristianstvo i kultura. M.: OOO «Izdatelstvo AST», Harkov: «Folio», 2001. – 672 s. [Florenskii P.A. Khristianstvo i kul'tura. M.: OOO «Izdatel'stvo AST», Khar'kov: «Folio», 2001. – 672 p. (In Russ).]
4.Bulgakov S. Ikona i ikonopochitanie v pravoslavii // Pravoslavie i kultura. 1993. № 2. – S. 73-79. [Bulgakov S. Ikona i ikonopochitanie v pravoslavii // Pravoslavie i kul'tura. 1993. № 2. – pp. 73-79. (In Russ).]
5.Averincev S.S. K uyasneniyu smysla nadpisi nad konhoj centralnoj apsidy Sofii Kievskoj // Averincev S.S. Sofiya-Logos. Slovar. K.: Duh i literatura, 2001. – S. 221-250. [Averintsev S.S. K uyasneniyu smysla nadpisi nad konkhoi tsentral'noi apsidy Sofii Kievskoi // Averintsev S.S. Sofiya-Logos. Slovar'. K.: Dukh i literatura, 2001. – pp. 221-250. (In Russ).]
6.Tihomirov M.N. Istoricheskie svyazi Rossii so slavyanskimi stranami i Vizantiej. M.: Nauka, 1969. – 374 s. [Tikhomirov M.N. Istoricheskie svyazi Rossii so slavyanskimi stranami i Vizantiei. M.: Nauka, 1969. – 374 p. (In Russ).]
7.Poslanie, napisano Klimentom, mitropolitom russkim, Fome, presviteru, istolkovano Afanasiem monahom // Zlatostruj. Drevnyaya Rus H-HIII vv. / Sost., avtorskij tekst, komment. A.G. Kuzmina, A.Yu. Karpova. M.: Molodaya gvardiya, 1990. – S. 180-190. [Poslanie, napisano Klimentom, mitropolitom russkim, Fome, presviteru, istolkovano Afanasiem monakhom // Zlatostrui. Drevnyaya Rus' Kh-KhIII vv. / Sost., avtorskii tekst, komment. A.G. Kuz'mina, A.Yu. Karpova. M.: Molodaya gvardiya, 1990. –
pp. 180-190. (In Russ).]
8.Nikolskij N. O literaturnyh trudah mitropolita Klimenta Smolyaticha, pisatelya XII veka. Spb.: Tipografiya Imperatorskoj Akademii Nauk, 1892. – 232 s. [Nikol'skii N. O literaturnykh trudakh mitropolita Klimenta Smolyaticha, pisatelya XII veka. Spb.: Tipografiya Imperatorskoi Akademii Nauk, 1892. – 232 p. (In Russ).]
9.Gladkova O.V. Sv. Kliment Rimskij – krestitel Rusi? («Slovo na obnovlenie Desyatinnoj cerkvi»: nekotorye problemy teksta) // Drevnyaya Rus i Zapad. Nauchnaya konferenciya.
Kniga rezyume. M.: IMLI RAN; Nasledie, 1996. – S. 37-39. [Gladkova O.V. Sv. Kliment Rimskii – krestitel' Rusi? («Slovo na obnovlenie Desyatinnoi tserkvi»: nekotorye problemy teksta) // Drevnyaya Rus' i Zapad. Nauchnaya konferentsiya. Kniga rezyume. M.: IMLI RAN; Nasledie, 1996. – pp. 37-39. (In Russ).] 10. Nazarenko A.V. «Slovo na obnovlenie Desyatinnoj cerkvi», ili k istorii pochitaniya svyatitelya Klimenta Rimskogo v Drevnej Rusi. Retried from: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimskij/slovo-naobnovlenie-desjatinnoj-tserkvi-ili-k-istoriipochitanija-svjatitelja-klimenta-rimskogo-v-drevnejrusi/#0_4 (provereno 03.05.2021). [Nazarenko A.V. «Slovo na obnovlenie Desyatinnoi tserkvi», ili k istorii pochitaniya svyatitelya Klimenta Rimskogo v Drevnei
Rusi. Retried from: https://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimskij/slovo-naobnovlenie-desjatinnoj-tserkvi-ili-k-istoriipochitanija-svjatitelja-klimenta-rimskogo-v-drevnejrusi/#0_4 (provereno 03.05.2021).] 11. Lotman Yu.M. Problema vizantijskogo vliyaniya na russkuyu kulturu v tipologicheskom osveshenii // Vizantiya i Rus. M.: Nauka, 1989. – S. 227-235. [Lotman Yu.M. Problema vizantiiskogo vliyaniya na russkuyu kul'turu v tipologicheskom osveshchenii // Vizantiya i Rus'. M.: Nauka, 1989. – pp. 227-235. (In Russ).]
12. Zhitie Konstantina (Kirilla) Filosofa. Retried from: https://starorus.oreluniver.ru/pamatnikistaroslovanckoi-pasmenocti/jitie-konstantina/ (provereno 03.05.2021). [Zhitie Konstantina (Kirilla) Filosofa. Retried from: https://starorus.oreluniver.ru/pamatnikistaroslovanckoi-pasmenocti/jitie-konstantina/ (provereno 03.05.2021). (In Russ).] 13. Pouchenie Vladimira Monomaha (1099 god). Retried from: https://librebook.me/pouchenie_vladimira_monomaha (provereno 03.0521). [Pouchenie Vladimira Monomakha (1099 god). Retried from: https://librebook.me/pouchenie_vladimira_monomaha (provereno 03.0521). (In Russ).]
14. Badyu A. Manifest filosofii. SPb.: Machina, 2003. – 182 s. [Bad'yu A. Manifest filosofii. SPb.: Machina, 2003. – 182 p. (In Russ).]
15. Karsavin L. Filosofiya istorii. – SPb.: AO «Komplekt», 1993. – 352 s. [Karsavin L. Filosofiya istorii. – SPb.: AO «Komplekt», 1993. – 352 p. (In Russ).]
16. Solovyov B.C. Sochineniya v 2 t. M.: Mysl, 1990. – T. 2. – 822 s. [Solov'ev B.C. Sochineniya v 2 t. M.: Mysl', 1990. – Vol. 2. – 822 p. (In Russ).] 17. Zenkovskij V. Problemy vospitaniya v svete hristianskoj antropologii. M.: Izdatelstvo Svyato-Vladimirskogo Bratstva,
1993. – 224 s. [Zen'kovskii V. Problemy vospitaniya v svete khristianskoi antropologii. M.: Izdatel'stvo Svyato-Vladimirskogo Bratstva,1993. – 224 p. (In Russ).]
18. Durand G. Fondements et perspectives d'une philosophie de l'imaginaire. Retried from: http://www.religiologiques.uqam.ca/no1/fondements.p df (provereno 03.05.2021). [Durand G. Fondements et perspectives d'une philosophie de l'imaginaire. Retried from:
http://www.religiologiques.uqam.ca/no1/fondements.p df (provereno 03.05.2021). (In French).]
19. Solovyov V.S. Chteniya o bogochelovechestve. SPb.: Hudozhestvennaya literatura, 1994. – 528 s. [Solov'ev V.S. Chteniya o bogochelovechestve. SPb.: Khudozhestvennaya literatura, 1994. – 528 p. (In Russ).]
20. Solovev V.S. Opravdanie dobra. Nravstvennaya filosofiya. Retried from: http://psylib.org.ua/books/solvs01/index.htm (provereno 03.05.2021). [Solov'ev V.S. Opravdanie dobra. Nravstvennaya filosofiya. Retried from: http://psylib.org.ua/books/solvs01/index.htm (provereno 03.05.2021). (In Russ).] 21. Lakan Zh. Seminary. Kniga 11. Chetyre osnovnye ponyatiya psihoanaliza. M.: Gnozis; Logos, 2004. – 304 s. [Lakan Zh. Seminary. Kniga 11. Chetyre osnovnye ponyatiya psikhoanaliza. M.: Gnozis; Logos, 2004. – 304 p. (In Russ).] 22. Chaadaev P. Ya. Filosoficheskie pisma // Biblioteka «Vehi». 2001. Retried from: http://www.vehi.net/chaadaev/filpisma.html (provereno 03.05.2021). [Chaadaev P. Ya. Filosoficheskie pis'ma // Biblioteka «Vekhi». 2001. Retried from: http://www.vehi.net/chaadaev/filpisma.html (provereno 03.05.2021).]
23. Homyakov A. S. O starom i novom. Retried from: http://dugward.ru/library/nikolay1/homjakov_star_nov .html (provereno 03.05.2021). [Khomyakov A. S. O starom i novom. Retried from: http://dugward.ru/library/nikolay1/homjakov_star_nov .html (provereno 03.05.2021).] 24. Rosenzweig F. Der Stern der Erlosung. Freiburg in Breisgau: Universitatsbibliothek, 2002. – 485 p. [Rosenzweig F. Der Stern der Erlosung. Freiburg in Breisgau: Universitatsbibliothek, 2002. – 485 p.]
25. Danilevskij N. Ya. Rossiya i Evropa. Retried from: http://monarhiya.narod.ru/DNY/dny-list.htm (provereno 03.05.2021). [Danilevskii N. Ya. Rossiya i Evropa. Retried from: http://monarhiya.narod.ru/DNY/dny-list.htm da_g_razgovor_pya/ (provereno 03.05.2021). (provereno 03.05.2021).] [Skovoroda G.S. Razgovor pyati putnikov ob istinnom
26. Skovoroda G.S. Razgovor pyati putnikov ob schast'e v zhizni. Retried from: istinnom schaste v zhizni. Retried from: http://www.odinblago.ru/filosofiya/skovoroda/skovoro http://www.odinblago.ru/filosofiya/skovoroda/skovoro da_g_razgovor_pya/ (provereno 03.05.2021).]
Опубликован
2021-05-14
Как цитировать
Бильченко E. 2021. «СОФИЯ КАК СИМВОЛИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА ЕВРАЗИЙСКОЙ СОБОРНОСТИ В РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНОЙ ФИЛОСОФИИ ». EurasianUnionScientists, май, 35-44. https://doi.org/10.31618/ESU.2413-9335.2021.2.85.1339.