ОСМЫСЛЕННОСТЬ ЖИЗНИ КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ ЛИЧНОСТЬЮ КАРЬЕРНЫХ ПЛАНОВ В ВОЗРАСТЕ ВХОЖДЕНИЯ ВО ВЗРОСЛОСТЬ
Аннотация
Целью исследования стало изучение взаимосвязи осмысленности жизни и карьерных планов личности в профессиональной и семейной сфере на возрастном этапе вхождения во взрослость. Семейная карьера представляет последовательную смену конвенциональных семейных ролевых позиций и развитие релевантных им компетенций в соответствии с жизненным циклом семьи и самоопределением личности. Были использованы тест смысложизненных ориентаций и авторский опросник семейной и профессиональной карьеры. Выборку составили 167 студентов в возрасте 17-22 лет. Результаты позволили выявить три группы респондентов, различающихся по уровню осмысленности жизни. Обнаружено, что высокий уровень осмысленности жизни сочетается с определенностью карьерных планов в сфере семьи и профессии и высоким уровнем их согласованности. Респонденты с низким уровнем осмысленности жизни характеризуются недостаточной сбалансированностью профессиональных и семейных карьерных планов. Ориентация на профессиональную карьеру при недостаточном внимании к жизненным планам в сфере семьи сочетается у них с внешним локусом контроля
Литература
Ginzburg M.R. Lichnostnoe samoopredelenie kak psihologicheskaya problema // Voprosy psihologii. 1988. № 2. S. 19-26. [Ginzburg MR, Personal self-determination as a psychological problem. Voprosy psihologii. 1988; (2): 19-26 (In Russ.)]
Leontev D.A. Test smyslozhiznennyh orientacij (SZhO). M.: Smysl, 2000. - 18 s. [Leont'ev D.A. The Meaning-Based Orientation Test (SZhO). M.: Smysl, 2000. (In Russ.)]
Lichnostnyj potencial: struktura i diagnostika / pod red. Leonteva D.A. M.: Smysl, 2011.- 680 s. [Personal Potential: Structure and Diagnosis / Pod red. Leont'eva DA. M.: Smysl, 2011. (In Russ.)]
Markin V.N. Determinanty formirovaniya individualnoj karernoj strategii // Socialnaya psihologiya i obshestvo. 2011. T. 2. № 4. S. 27–49. [Markin VN, Determinants of the formation of an individual career strategy. Social psychology and society. 2011; (4): 27–49 (In Russ.)]
Pryazhnikova E.Yu., Egorenko T.A. Problema professionalnogo stanovleniya lichnosti // Sovremennaya zarubezhnaya psihologiya. 2012. T. 1. № 2. S. 111–122. [Pryazhnikova EYu, Egorenko TA, Problem of professional personality formation. Journal of Modern Foreign Psychology. 2012; (2): 111–122 (In Russ.)]
Datan N., Ginsberg L.H. (ed.) Life-Span Developmental Psychology: Normative Life Crises. Amsterdam, 2013. 321 p.
Erikson E.H. The Life Cycle Completed. N. Y. / London, 1982. 108 p.
Martsinkovskaya T. The Dynamics Of Identity In The Information And Transitive Space //European Proceedings of Social and Behavioural Sciences,
Future Academy (online). 2019. № 114. P. 356-364.
Savickas M.L., Nota L., Rossier J. [et al.] Life designing: A paradigm for career construction in the 21st century // Journal of Vocational Behavior. 2009. Vol. 75. Iss. 3. P. 239–250. https://doi.org/10.1016/j.jvb.2009.04.004.
Super D. A life-span, life-space approach to career development//Journal of Vocational Behavior. 1980. Vol.16. Iss. 3. P. 282-298. https://doi.org/10.1016/0001-8791(80)90056-1
CC BY-ND
Эта лицензия позволяет свободно распространять произведение, как на коммерческой, так некоммерческой основе, при этом работа должна оставаться неизменной и обязательно должно указываться авторство.