РАЗЛИЧИЯ ПАРАМЕТРОВ КРЕАТИВНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ С РАЗЛИЧНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ ПО ГУМАНИТАРНЫМ И МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

  • E. Dudorova Perm State National Research University
  • K. Azerskaya Perm State National Research University
Ключевые слова: креативность, агрессивность, успеваемость, гуманитарные дисциплины, математические дисциплины.

Аннотация

Цель нашей работы заключается в изучении различий креативности и агрессивности у юношей в контексте их академической успеваемостью по математическим и гуманитарным дисциплинам. В исследовании приняли участие 75 студентов Пермского колледжа предпринимательства и сервиса (ПКПС). Для оценки успеваемости были вычислены средние значения успеваемости по гуманитарным и математическим дисциплинам за семестр. Креативность измерялась с помощью фигурной батареи теста креативности Э.П. Торренса «Закончи рисунок» в адаптации И.С. Авериной и Е.И. Щеблановой [18]. Для исследования агрессивности применялся опросник агрессивности Басса-Дарки в адаптации Г.А. Цукерман. По результатам применения U-критерия Манна Уитни обнаружено, что юноши с различной академической успеваемостью по гуманитарным и математическим дисциплинам отличались друг от друга по всем параметрам агрессивности (физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины) и практически по всем параметрам креативности (беглость, гибкость, оригинальность, разработанность). Наши результаты можно соотнести с полученными данными как Е.Е. Роговой и Л.А. Ибахаджиевой [15], так и с данными

Т.В. Шелкуновой и Т.Ю. Артюховой [16]. 

Литература

1. Guilford Y.P. The nature of human intelligence. N. Y.:Mc-Gaw Hill, 1967.
2. Dorfman L.Ya. Teoriya kreativnosti Gansa Ajzenka // Mir psihologii. – 2010. - № 62-2, str 70-86.
3. Druzhini V.N. Psihologiya obshih sposobnostej. 3-e izd. – SPb.: Piter, 2007. – 368 s. 4. Ponomarev Ya. A. Psihologiya tvorchestva. Izd.: Nauka, 1976. S. 213—226. 5. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij. M., 1984. T.4. Detskaya psihologiya
6. Torrance E.P. Guiding creative talent – Englewood Cloffs. N. Y.: Prentice-Hall, 1962.
7. Wollach M.A., Kogan N.A. A new look at the creativity – intelligence distinction //Journal of Personality. 1965. № 33. P. 348-369.
8. Hell L., Zigler D. Teorii lichnosti. – 3-e izd. – Spb.: Piter, 2011. – 607 s.
9. Beron R. Richardson D. Agressiya. – SPb.: Piter. – 2001. – 352 s.
10. Fromm E. Anatomiya chelovecheskoj destruktivnosti. — M., 2010. — 624 s.
11. Tacher E.L., Readdick C. A. The relation between aggression and creativity among second graders. Creativity Research Journal, 18, 3, 261- 267, 2006.
12. Dudorova E.V., Shumkova S.V. Verbalnaya i neverbalnaya kreativnost kak faktory agressivnosti lichnosti// Vestnik vyatskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2018. – S. 113-118
13. Chernyaevskaya V.S. Sposobnosti i akademicheskaya uspevaemost mladshih podrostkov // Materialy mezhdunarodnoj yubilejnoj konferencii v 120-letiyu so dnya rozhdeniya B.M. Teplova. Pod red. M.K. Kabardova, A.K. Osnickogo, 2017. Str. 173-175
14. Belyakova I.E., Kecherukova M.A., Murzina Yu.S. Vzaimosvyaz kreativnosti i akademicheskoj uspevaemosti po inostrannomu yazyku u studentov gumanitarnogo i tehnicheskogo profilej // Integraciya obrazovaniya. – 2020. - №24-3, str. 465-479.
15. Rogova E.E., Ibahadzhieva L.A. Vzaimosvyaz agressii i uspevaemosti u shkolnikov raznogo vozrasta // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. – 2019. - № 4 (170), str. 418-424.
16. Shelkunova T.V., Artyuhova T.Yu. Vliyanie agressivnosti mladshih shkolnikov na ih uspevaemost v uchebnoj deyatelnosti // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. – 2020. - № 67-4, str. 429-431.
17. Shapovalenko I.V.. Vozrastnaya psihologiya. — 2007. — 352 s.
18. Averina I.S, Sheblanova E.I. Kratkij test tvorcheskogo myshleniya, figurnaya forma. Posobie dlya shkolnyh psihologov. – M.: INTOR, 1995, - 48s.: il.
Опубликован
2021-06-14
Как цитировать
Dudorova , E., и K. Azerskaya. 2021. «РАЗЛИЧИЯ ПАРАМЕТРОВ КРЕАТИВНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ С РАЗЛИЧНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ ПО ГУМАНИТАРНЫМ И МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ ». EurasianUnionScientists, июнь, 51-54. https://psi-ped.euroasia-science.ru/index.php/Euroasia/article/view/725.