ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА, КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
В работе социальная активность обучающихся на уровне основного и среднего общего образования рассматривается, как подход, позволяющий развивать необходимые для эффективного социального взаимодействия навыки обучающихся и раскрыть потенциал обучающихся в процессе социальноэкономического развития общества, наиболее приемлемы образом. Предполагается, что наиболее значимыми факторами социальной активности обучающихся являются психолого-педагогические факторы, основными из которых являются характеристики образовательной среды. Эмпирически проанализированы характеристики образовательной среды, как психолого-педагогические факторы различных форм социальной активности обучающихся. На основании выраженности и значения определённых характеристик образовательной среды и наиболее свойственной этой образовательной среде формы активности, выделены 8 типов образовательных сред: «закрытый и ригидный тип образовательной среды», «узкий тип образовательной среды», «развивающий тип образовательной среды», «слабый тип образовательной среды», «среда с альтернативным типом социализации», «инновационный тип образовательной среды», «доминантный тип образовательной среды», «зависимый тип образовательной среды».
Литература
2. Kutumov A. S. Sovremennyj podhod k izucheniju molodezhi i ee roli v social'nojekonomicheskom razvitii strany // Vestnik BGU. 2015. №2-2. S. 7-11;
3. Borisova T. S. Social'nyj potencial molodjozhi: k voprosu opredelenija definicii // Simvol nauki. 2016. №2-1. S. 69-71;
4. Rijekkinen M. A. Uchastie nesovershennoletnih v obshhestvenno-politicheskoj zhizni s pozicij mezhdunarodnogo i rossijskogo prava // Obshhestvo: politika, jekonomika, pravo. 2017. №12. S. 1-5;
5. Shamionov R. M. Social'naja aktivnost' molodezhi: sistemno-diahronicheskij podhod // Rossijskij psihologicheskij zhurnal. 2019. №1. S. 166-188;
6.Stradze A. Je. Social'naja aktivnost' v rossijskom obshhestve: strukturno-dejatel'nostnoe izmerenie: avtoreferat dis. ... d-ra sociologicheskih nauk: 22.00.04. Rostov-na-Donu. 2013. 58 s.;
7. Shamionov R. M. Social'naja aktivnost' lichnosti i gruppy: opredelenie, struktura i mehanizmy // Vestnik RUDN. Serija: Psihologija i pedagogika. 2018. №4. S. 379-394;
8. Klenova M. A. Problemy i perspektivy issledovanija social'noj aktivnosti molodezhi // Izv. Sarat. un-ta Nov. ser. Serija: Akmeologija obrazovanija. Psihologija razvitija. 2018. №4. S. 319-325;
9. Kirshner B. Introduction: Youth Activism as a Context for Learning and Development // American Behavioral Scientist. 2007. №51(3). pp. 367–379;
10. Sitarov V. A., Maralov V. G. Social'naja aktivnost' lichnosti (urovni, kriterii, tipy i puti ee razvitija) // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2015. №4. S. 164-176;
11. Sokolova E. S. Social'naja aktivnost' sovremennoj rossijskoj molodezhi // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2011. №1. S. 197-202;
12. Ponomarev Ja. A. Znanija, myshlenie i umstvennoe razvitie. M.: Prosveshhenie. 1967. 264 s.;
13. Jel'konin D. B. K probleme periodizacii psihicheskogo razvitija v detskom vozraste // Vopr. psihol. 1971. № 4. S. 6-20;
14. Shamionov R. M. Sootnoshenija social'noj aktivnosti i udovletvorennosti bazovyh psihologicheskih potrebnostej, sub#ektivnogo blagopoluchija i social'noj frustrirovannosti molodezhi // Sibirskij psihologicheskij zhurnal. 2020. №77. S. 176-195;
15. Jasvin V. A. Obrazovatel'naja sreda: ot modelirovanija k proektirovaniju. M.: Smysl, 2001. 365 s.
CC BY-ND
Эта лицензия позволяет свободно распространять произведение, как на коммерческой, так некоммерческой основе, при этом работа должна оставаться неизменной и обязательно должно указываться авторство.