ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ СВЕРСТНИКОВ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

  • I. Pozdnyakova Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Irkutsk State University"
  • D. Derina Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Irkutsk State University"
Ключевые слова: teenagers with intellectual disabilities, mental retardation, impaired mental function, representation about interpersonal relationships.

Аннотация

Проблема           представлений   о             межличностных отношениях       подростков        с             разным уровнем интеллектуального          развития              является        малоизученной в             специальной       психологии.        В            статье рассматриваются результаты исследования представлений о межличностных отношениях подростков с задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью, даются рекомендации по коррекции их недостатков. В исследовании приняли участие 35 подростков в возрасте 13-15 лет с разным уровнем интеллектуального          развития.             Для        исследования     были      использованы     методы и             методики: психодиагностический (тест Векслера (1, 2, 3, 6 субтесты), опросник для подростков, позволяющий оценить представления о межличностных отношениях сверстников (авторский вариант), статистический. Представлена характеристика представлений о межличностных отношений подростков с задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью (вербальные и невербальные презентации). Исследование показало, что подростки с более высоким уровнем интеллектуального развития демонстрируют более сформированные представления о межличностных отношениях.

Биографии авторов

I. Pozdnyakova , Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Irkutsk State University"

psychol. Sci., Associate Professor, Department of Complex Correction of Child Development Disorders

D. Derina , Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Irkutsk State University"

Master student

Литература

Bolshoj psihologicheskij slovar / Sost. i obsh. red. V. Mesheryakov, V. Zinchenko. - SPb.: Prajm - EVROZNAK, 2013. - 672 s.
Indenbaum E.L. Psihosocialnoe razvitie podrostkov s legkoj intellektualnoj nedostatochnostyu // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2010. T. 15. - № 2. - S. 72 - 81.
Kon I.S. Psihologiya starsheklassnika. - M.: Prosveshenie, 2015. - 192 s.
Korobejnikov I.A. Narusheniya razvitiya i socialnaya adaptaciya. - M.: 2002. - 192 s.
Koroleva Yu.A. Zakonomernosti socialnopsihologicheskoj kompetentnosti detej i podrostkov s otkloneniyami v razvitii // Koncept. - 2013. - № 6. - S. 76 - 80.
Skuratovskaya M.L., Skovorodnikova E.L. Osobennosti formirovaniya kommunikativnoj kompetentnosti uchashihsya s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya // Kultura. Nauka. Integraciya. - 2013. - № 2. - S. 69 - 72.
Trigger R.D. Psihologicheskie osobennosti socializacii detej s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya. - SPb.: Piter, 2008. - 192 s.
Feldshtejn D.I. Psihologicheskie aspekty izucheniya sovremennogo podrostka // Voprosy psihologii. - 2005. - №1. - S. 34 - 36.
Опубликован
2021-06-14
Как цитировать
Pozdnyakova , I., и D. Derina. 2021. «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ СВЕРСТНИКОВ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ». EurasianUnionScientists, июнь, 63-66. https://doi.org/10.31618/ESU.2413-9335.2021.1.86.1372.