ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ СВЕРСТНИКОВ У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация
Проблема представлений о межличностных отношениях подростков с разным уровнем интеллектуального развития является малоизученной в специальной психологии. В статье рассматриваются результаты исследования представлений о межличностных отношениях подростков с задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью, даются рекомендации по коррекции их недостатков. В исследовании приняли участие 35 подростков в возрасте 13-15 лет с разным уровнем интеллектуального развития. Для исследования были использованы методы и методики: психодиагностический (тест Векслера (1, 2, 3, 6 субтесты), опросник для подростков, позволяющий оценить представления о межличностных отношениях сверстников (авторский вариант), статистический. Представлена характеристика представлений о межличностных отношений подростков с задержкой психического развития и легкой умственной отсталостью (вербальные и невербальные презентации). Исследование показало, что подростки с более высоким уровнем интеллектуального развития демонстрируют более сформированные представления о межличностных отношениях.
Литература
Indenbaum E.L. Psihosocialnoe razvitie podrostkov s legkoj intellektualnoj nedostatochnostyu // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2010. T. 15. - № 2. - S. 72 - 81.
Kon I.S. Psihologiya starsheklassnika. - M.: Prosveshenie, 2015. - 192 s.
Korobejnikov I.A. Narusheniya razvitiya i socialnaya adaptaciya. - M.: 2002. - 192 s.
Koroleva Yu.A. Zakonomernosti socialnopsihologicheskoj kompetentnosti detej i podrostkov s otkloneniyami v razvitii // Koncept. - 2013. - № 6. - S. 76 - 80.
Skuratovskaya M.L., Skovorodnikova E.L. Osobennosti formirovaniya kommunikativnoj kompetentnosti uchashihsya s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya // Kultura. Nauka. Integraciya. - 2013. - № 2. - S. 69 - 72.
Trigger R.D. Psihologicheskie osobennosti socializacii detej s zaderzhkoj psihicheskogo razvitiya. - SPb.: Piter, 2008. - 192 s.
Feldshtejn D.I. Psihologicheskie aspekty izucheniya sovremennogo podrostka // Voprosy psihologii. - 2005. - №1. - S. 34 - 36.
CC BY-ND
Эта лицензия позволяет свободно распространять произведение, как на коммерческой, так некоммерческой основе, при этом работа должна оставаться неизменной и обязательно должно указываться авторство.